Назад к списку

Что измеряет колесный диностенд 

Колесные стенды НЕ МОГУТ И НЕ СМОГУТ измерить мощность на валу двигателя, они могут только пересчитать мощность и момент, снятые с барабана стенда. А это совсем не одно и тоже.


  1.  Мощность от вала двигателя теряется из-за трения в кпп, цепи, подшипников колеса мотоцикла, трения качения шины о барабан... да и сам стенд имеет некоторую часть паразитного трения в подшипниках. Так что барабан крутит момент за вычетом момента этих сил трения. Обычно величина потерь 10-15% для точки максимальной мощности. Эти потери можно измерить стендом при "свободном выбеге", когда сцепления выжато и система стенд+мото тормозится только за счет внутренних потерь. Обычно эту величину принимают в расчет, но не прибавляют к "чистым" данным замера колесной мощности. Почему? Потому что реальные потери - еще больше! Потери в трансмиссии пропорциональны крутящему моменту, а в тесте со "свободным выбегом" крутящий момент в трансмиссии незначителен. А сколько точно теряется под нагрузкой - неизвестно))) Величину потерь можно измерить в лаборатории при помощи специального оборудования, но для нас она по большому счету и не важна... но об этом позже. 

  2. При замере динамическим способом редко учитывается, собственно, момент инерции вращающихся деталей трансмиссии мотоцикла - валы, шестерни... но основное - это колесный диск и покрышка. А на их раскрутку тоже тратится мощность и затраты эти совсем не малы! В зависимости от конструкции мотостенда эта "неучтенная" добавка может быть от 5% и более!!! Программное обеспечение некоторых стендов позволяет учитывать эту добавку, как некое типовое значение для определенного класса мотоцикла. Но какое точное значение требуется добавить в конкретном случае - точно неизвестно!
     

  3.  Для пересчета момента на беговом барабане в момент на двигателе нужно знать коэффициент пересчета. Он определяется из соотношения оборотов двигателя к оборотам бегового барабана. Разные стенды определяют это соотношение по разному. Дело в том, что колесо на барабане всегда проскальзывает! Величина проскальзывания пропорциональна крутящему моменту. Так что передаточное отношение оборотов барабана к оборотам двигателя будет меняться во время теста. Для корректного его определения нужен отдельный тест, проведенный по особой методике! Если передаточное отношение измерено некорректно - можно еще потерять несколько N*M на валу... или приобрести... как повезет))) 

  4. Если мы точно знаем это передаточное отношение, то к величине максимальной мощности можно смело прибавлять процент проскальзывания колеса на данном режиме - около 3% - легко! точное значение помогут вычислить сервисные функции программного обеспечения стенда. 

Есть и еще более тонкие эффекты....НО! Все эти сложности возникают только тогда, когда мы хотим косвенно оценить мощность на валу двигателя. Точно измерить ее можно только моторным, а не колесным стендом.Колесный стенд умеет точно измерять главное - какая мощность и какой момент тащит мотоцикл вперед! И не важно, сколько кобыл живет на валу... важны лишь те, которые добрались до дороги)) 

  • Стенд прекрасно покажет разницу показаний, если что-то делали с мотоциклом. 
  • Стенд поможет настроить мотоцикл. 
  • Стенд поможет оценить степень износа двигателя. 
  • Стенд позволяет более точно выдерживать определенные режимы работы мотора.

 И не огорчайтесь, если ваш старый джиксер к2 показал 110 сил на колесе, просто часть кобыл сдохла, а другая - разбежалась... 

 И еще немного информации.

 Есть два способа измерения мощности - динамический и статический. При динамическом режиме измерений мотоцикл постоянно ускоряется, что больше похоже на реальный режим разгона мотоцикла. Тут на результат влияет отношение момента инерции барабана стенда к моменту инерции ускоряющихся деталей мотоцикла, то есть на разных стендах результаты будут несколько отличаться. Для более или менее корректного сравнения нужно использовать показатели статического измерения, когда вся мощность мотоцикла поглощается тормозом стенда и мотоцикл не разгоняется. Тогда вращающиеся массы мотоцикла и стенда не ускоряются и не влияют на измеренный результат. Тем не менее, как правило, пользуются результатами динамических измерений, так как динамический тест быстрее, отсутствует дискретность измерений и сам тест лучше отражает работу мотора на переходных режимах. Статический режим работы стендов используют, в основном, при настройке и доводке моторов.

  •  Для динамических стендов подойдет кит SportDevices SP1. 
  •  Для стедов с динамическим и статическим режимами работы подойдут комплекты электроники SportDevices SP3 и SportDevices SP5.

Публикация статьи или любой ее части возможна только с согласия автора и с обязательной ссылкой на оригинальный текст.