К нам обратился представитель компании, торгующей автомобильными амортизаторами. Для тестирования были предоставлены три амортизатора для Mercedes W164 с ADS. Один амортизатор был принят за эталон, два других следовало сравнить по характеристикам друг с другом и с эталоном.
Причина – жалобы на излишнюю мягкость амортизаторов по сравнению с эталонным. Все амортизаторы были китайского производства.
Внешний осмотр амортизаторов не выявил никаких видимых проблем. Качество материалов и сборки также не имело никаких нареканий.
Первым на стенд установили эталонный амортизатор и провели несколько тестов для оценки его характеристик и влияния работы ADS на изменение поведения амортизатора.
Были выявлены следующие свойства амортизатора:
- клапана не обладают свойством пропорциональности и работают в режиме включен/выключен
- самый жесткий режим работы амортизатора – режим с отключенными клапанами
- клапана не работают изолированно, включение любого клапана приводит к изменениям усилий как сжатия, так и отбоя
- клапан «сжатия» в большей степени изменяет характеристики сжатия, соответственно клапан «отбоя» сильнее влияет на отбой
- одновременное включение клапанов сжатия и отбоя суммируют эффекты смягчения и дают в итоге наиболее мягкий вариант настройки амортизатора
- таким образом, амортизатор имеет четыре фиксированные конфигурации настройки гидравлики с весьма широким диапазоном регулирования. Минимальные и максимальные усилия на отбой отличаются более чем в 4 раза, а по сжатию почти в два раза.
Рисунок 1 – Усилие отбоя по скорости в разных конфигурациях (эталонный амортизатор)
Рисунок 2 – Усилия сжатия по скорости (эталонный амортизатор)
Красный график – Все клапана отключены
Голубой график – Включен клапан сжатия
Синий график – Включен клапан отбоя
Зеленый график – Включены оба клапана
Далее были протестированы два амортизатора той же модели, но другого производителя. Характеристики этих двух амортизаторов вызвали ряд серьезных вопросов.
- Во первых – давление газа в компенсационной камере было значительно ниже, чем в эталонном амортизаторе. Выталкивающее усилие на штоке отличалось в 3,5 раза.
- Во вторых – эти амортизаторы вообще никак не реагировали на включение и отключение клапанов ADS!
Настройка гидравлики по сжатию в точности совпала с самым мягким режимом эталонного амортизатора. По отбою амортизаторы показали сопротивление несколько большее, чем эталонный амортизатор в самой мягкой конфигурации.
Рисунок 3 - Усилия сжатия и отбоя по скорости эталонного и сомнительного амортизатора
Коричневый график – Амортизатор с неправильной работой ADS
Зеленый график – Эталонный амортизатор в самой мягкой конфигурации
Выводы:
- Ни о каком регулировании в сомнительных амортизаторах речи быть не может
- Единственная настройка гидравлики сомнительных амортизаторов не соответствует ни одной конфигурации ADS эталонного амортизатора
- Сомнительные амортизаторы нельзя считать аналогом эталонных
С другой стороны, эксплуатация автомобиля с такими амортизаторами возможна, преимуществ ADS при этом не будет, но машина будет передвигаться в режиме, близком к «комфорту». Особенно странным является то, что конструкция сомнительных амортизаторов не является бутафорской и на первый взгляд «как настоящая»… только не работает!
Таким образом, стенд Dynolab дал исчерпывающую информацию о рабочих свойствах амортизаторов и их особенностях.
Стенд подтвердил возможность достоверной оценки качества подобных амортизаторов еще до момента монтажа на автомобиль, тем более когда речь идет о китайской продукции – возможны «неожиданности».